Правильная подготовка бухгалтерской отчетности и ее своевременная сдача – одна из основных задач бухгалтера любой компании, а при его отсутствии – руководителя. Отчетность составляется по утвержденным правилам и представляет собой общую сводку о финансовом положении предприятия, прибыли, сумме налогов. Несвоевременная сдача отчетов и допущенные в них ошибки – повод для серьезных санкций со стороны ФНС.
Состав пакета документов
Перечень документов зависит от формы собственности компании и численности сотрудников. Предприятиям, имеющим статус малых (до 100 сотрудников и годовая прибыль до 800 млн. руб.), разрешена подготовка отчетности по упрощенной форме. Они сдают в налоговую только отчет о прибылях и убытках, а также годовой баланс. Прочие коммерческие организации должны сдавать следующие отчеты:
- Бухгалтерский баланс. Демонстрирует объем активов и долговых обязательств предприятия.
- О фин. результатах. Показывает доходы и расходы, а также финансовый результат за период (прибыль либо убыток).
- О движении денежных средств. Включает информацию об использовании денежных средств и их источниках.
- Об изменениях капитала. Содержит сведения об уставном капитале, а также о резервном и добавочном.
- Пояснения к отчетам.
В список не включено аудиторское заключение, которое обязательно получают компании с выручкой 400 млн. рублей в год, однако оно тоже должно направляться в ФНС.
Период предоставления
Все организации должны осуществлять составление и сдачу отчетности за полный календарный год. Она предоставляется в налоговые органы до 31 марта года, который следует за отчетным. Некоторые организации сдают также промежуточную отчетность – ежемесячно или ежеквартально. Это считается обязанностью компании в том случае, если обозначено в законе или прописано в уставных документах организации. В остальных случаях в подготовке промежуточной документации нет необходимости.
Требования к документам
Принципы, на основании которых должна проводиться подготовка отчетности, перечислены в законе.
- Достоверность. Информация, которая отражается в документах, актуальна и полностью соответствует действительности. Для подтверждения достоверности компании ежегодно проводят инвентаризацию активов.
- Полнота информации. Отчетность должна быть предоставлена в полном объеме, заявленном законодательством. Моменты, требующие объяснений, должны сопровождаться соответствующими комментариями.
- Полезность. Это требование подразумевает, что информация должна быть сравнимой, уместной, надежной.
- Существенность. Все сведения, способные повлиять на управленческие решения, должны найти отражение в отчетах.
- Нейтральность. Информация должна отражать интересы всех групп пользователей отчетной документации.
- Последовательность. Данные одного отчетного периода должны быть следствием информации о предыдущем.
Кроме того, существуют определенные правила заполнения документов, закрепленные законодательно. Например, все данные в отчетах должны указываться в национальной валюте. А если у организации имеются филиалы, документы должны содержать и их финансовые показатели.
За несвоевременное составление и сдачу бухгалтерской отчетности организациям грозят санкции – штрафы и блокировка расчетного счета. Кроме того, очень важно не допускать ошибок при заполнении документов. Наиболее частые среди них:
- Отсутствие первичных бухгалтерских документов. Вся информация, которая отражена в отчетах, должна быть подтверждена первичной документацией.
- Из-за допущенной ошибки была снижена сумма налогов.
- Данные, указанные в отчетности, не совпадают с информацией в регистрах.
Важно! Если объем неверных данных – не более 10% от всей информации в документах, бухгалтеру дается время на исправление сведений без наложения штрафа.
Как и куда сдаются отчеты
Промежуточная отчетность не отправляется в налоговую, она передается заинтересованным лицам в соответствии с правилами, зафиксированными в документах организации. Годовая отчетность предоставляется:
- В орган статистики, расположенный по месту регистрации организации.
- В территориальный налоговый орган.
С 2020 года составление и сдача отчетности происходит в электронном виде, с помощью услуг оператора электронного документооборота, и удостоверяется электронной цифровой подписью.