В соответствии с действующим российским законодательством по состоянию на 21.12.21 налогоплательщики должны представить годовой бухгалтерский отчёт в ИФНС только по итогам календарного года. Такое требование предусмотрено подпунктом 5 п.1 статьи 23 НК РФ, а также частью 2 ст.18 ФЗ № 402 от 6 декабря 2011. В Росстат теперь статистика не сдаётся.
Промежуточная бухгалтерская отчётность – вид отчёта, формируемого за период меньше, чем один полный год. По сути, это совокупность отчётных документов, обеспечивающих заинтересованных пользователей информацией обо всех аспектах хозяйственной деятельности предприятия.
Бухгалтерия налогоплательщика формируют промежуточную бухгалтерскую финансовую отчётность за любой полный период, например один месяц или полугодие, начиная с 1 января. Может быть установлен иной временной отрезок внутри отчётной границы.
Какие документы содержатся в отчёте
При составлении промежуточной бухгалтерской отчётности выводятся два документа: баланс по форме №1 и отчёт о финансовых результатах на бланке № 2. В редких случаях составляется пояснительная записка, поскольку эти документы не годовые. Иногда юрлица формируют отчёт о высоколиквидных активах, в частности, о деньгах и валюте.
Для чего нужна промежуточная бухгалтерская отчётность
Баланс юридического листа, даже если составлен не по итогам календарного года, является важной формой отчёта, содержащего информацию о финансовом состоянии налогоплательщика на конкретную дату. Документ состоит из 2 разделов:
- Актива, содержащего сведения об имуществе, находящемся в распоряжении юрлица. Здесь отражается всё, что используется в хозяйственной деятельности и приносит пользу обществу.
- Пассива, где показываются 3 вида капитала и 2 типа обязательств налогоплательщика: долгосрочных и краткосрочных.
В отчёте о финансовых результатах, представленным по форме № 2, отражаются доходы и расходы организации за конкретный период.
Промежуточная бухгалтерская финансовая отчётность обеспечивает пользователя информацией, подлежащей сравнению:
- данные выручки и затрат отчётного периода сопоставляются с предыдущим;
- оценивается состав, структура, динамика дохода от реализации продукции;
- рассчитывается величина налогооблагаемой и чистой прибыли.
Если детально проанализировать информацию с отчётных документов, то можно сориентироваться о перспективе роста доходной части и наметить варианты повышения рентабельности бизнеса.
Пояснительная записка, дополняющая данные баланса, не является обязательной к составлению. Однако ее наличие повышает деловую репутацию компании. Детальные пояснения раскрывают важные показатели, отражённые в бухгалтерском балансе, тем самым помогают руководителю привлечь в бизнес новых партнеров.
Из отчёта о ДДС видно, насколько организация нуждается в деньгах. В документе содержатся данные о потоках денежных средств по финансовому, операционному и инвестиционному направлению.
Правила составления промежуточной бухгалтерской отчётности
В балансе показываются сведения по состоянию на конец выбранного временного диапазона. Например, это может быть:
- 31.01.2022,
- 28.02 или 29.02.2022,
- 31.03.2022 и другое.
А вот указывать ли в отчётности показатели за прошлые периоды для сравнения, если да, то в каком виде, решает руководитель налогоплательщика. Показатель строчки 1 370 промежуточного отчёта (форма №1) определяется суммированием остатка двух показателей: 84 и 99 из плана бухгалтерских счетов.
В промежуточной отчётности, составленной по форме № 2 «О финансовых результатах», показывается информация об оборотах за определённый диапазон, например, за 1 кв., 6 или 9 мес.
По строке 2 410 «Текущий налог на прибыль» отражаются сведения из налоговой декларации за отчетную дату, за которую составляется отчёт.
Кому передаются промежуточные отчётные документы
В начале статьи мы говорили, что в контролирующие органы сдается только годовой отчёт. Следовательно, промежуточную отчётность бухгалтера готовят по запросам руководителя или собственников бизнеса, в редких случаях для конкретных внешних пользователей. Такой порядок представления отчётов необходимо прописать в учетной политике с указанием сроков формирования.
Заключение
Исходя из вышесказанного, промежуточная отчётная документация необязательна к составлению и преставлению в ИФНС. Необходимость формирования устанавливается в каждом конкретном предприятии в соответствии с утверждённой учётной политикой компании, являющейся одним из ключевых документов главного бухгалтера.
Составление промежуточных отчётов облегчит ведение документооборота внутри бухгалтерии, поскольку систематизируется первичная документация, а сроки дисциплинируют сотрудников, отвечающих за своевременность сдачи годовой отчётности.