Представляет собой проверку ведения бухучёта предприятия на предмет соответствия нормам российского законодательства с предоставлением результатов аудита. В отчёте выражается мнение аудиторов о достоверности показателей бухгалтерского баланса.
Некоторые юридические лица вместе со сдачей годовых отчётных документов обязаны предоставить в налоговую инстанцию заключение аудиторской проверки, проводимой ежегодно. Независимый аудит бухгалтерской и финансовой отчётности российских организаций сегодня востребован на рынке услуг. Благодаря работе аудиторов владельцы бизнеса получают больше контроля над своим детищем.
Задачи, решаемые аудитом годовой бухгалтерской отчётности компаний
Довольно часто у руководителя либо собственника организации возникает необходимость проверки документов и бухгалтерских операций, отражённых в системе учёта, касающихся хозяйственной деятельности. В основном перед аудиторами ставятся задачи по установлению:
- соответствия отчётности и показателей баланса действующим нормам российского законодательства;
- соблюдения бухгалтером всех пунктов утверждённого положения учётной политики юридического лица при ведении бухучёта;
- полноты отражения в документах всех осуществлённых в компании хозяйственных операций;
- принципа организации и правильного функционирования системы внутреннего контроля предприятия.
В процессе проведения проверки аудиторы выявляют, насколько точно совпадают операции, отражённые в бухучёте, с показателями всех форм бухгалтерских отчётов, подготовленных к сдаче или уже сданных в ИФНС.
Как работают аудиторы при проведении аудита финансовой отчётности?
Способы, используемые сотрудниками аудиторских фирм, совпадают с методикой проведения аудита в целом. В процессе проверки эксперты:
- осуществляют контроль в виде визуального наблюдения;
- при необходимости проводят инвентаризацию имущества;
- изучают оригиналы документов юрлица по форме и оценивают содержание;
- проводят экономический анализ, анализируют статистические показатели.
Работа специалистов аудиторских фирм в России регулируется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307 от 30 декабря 2008.
Порядок проведения аудита и установление достоверности бухгалтерской финансовой отчётности юрлица
Аудиторская проверка проводится в определённой последовательности и состоит из несколько стадий. Опишем основные этапы аудита:
- Планирование работы и подготовительные действия. На этой стадии специалист по аудиту знакомится с хозяйственной деятельностью организации, готовит план, запрашивает у бухгалтера документы, подлежащие проверке. Аудиторы до начала работ представляют руководителю юрлица договор, составленный аудиторской фирмой. После подписания официальных документов приступают к первому этапу.
- Затем начинают собирать доказательства и анализируют информацию, полученную для проверки, пройдя по всему перечню запрошенных бумаг. При необходимости проводится опрос работников предприятия, результаты оформляются в письменном виде. Собранные сведения для удобства восприятия разбиваются на группы, систематизируются. Специалист по аудиту выносит заключение о достоверности бухучёта и годового отчёта, что и было прямой целью проведённой работы.
- Руководителю юридического лица, проверенного аудиторами, передаётся заключительный акт аудиторской проверки бухгалтерской финансовой отчётности предприятия.
Некоторые специалисты по аудиту составляют подробный отчёт, в котором описывают проведённые действия, обнаруженные ошибки, иную информацию. Заключения и рекомендации экспертов полезны руководителю организации для улучшения контроля за работой бухгалтерии.
Результат проверки аудиторов
По завершении проверочных работ, проведённых аудиторами, руководитель предприятия получает аудиторское заключение и отчёт. Форму представления информации, список получателей обычно прописывается в договоре, заключённым с аудиторской компанией. Письменный подробный отчёт с результатами аудита является конфиденциальным документом. В основном в акте содержится информация такого плана:
- методы, которыми пользовались аудиторы в ходе своей работы;
- рекомендации и обоснования необходимости внесения изменений в положение об учётной политике юрлица, влияющие на бухгалтерскую отчётность предприятия;
- предложения по внесению корректировок в отчёты юридического лица.
В документе описываются остальные ситуации, на которые нужно обратить внимание собственнику бизнеса, выявленные нарушения и варианты исправлений. Например, ошибки, обнаруженные в процессах внутреннего контроля, не совсем логичные и необоснованные действия руководителя компании. Обычно все эти моменты оформляются в сводную таблицу.