Аудиторская группа “Линкей”
Есть несколько способов разбивать сады: лучший из них - поручить это дело садовнику / К. Чапек
Пн - Пт с 9.00 до 18.00 Написать нам
Обратный звонок


Особенности оценки эффективности инвестиционных проектов

Ведущими консультантами-аудиторами подготовлена статья в шестом выпуске "Финансовой газеты" 2008 года.

Особенности оценки эффективности инвестиционных проектов (фрагмент)

Финансовый кризис, продолжающийся как на мировых рынках, так и в России повысил требования к эффективности реализации различных проектов. Девелоперские компании сократили свои инвестиционные портфели более чем на 30%, отказавшись от реализации проектов, эффективность которых не отвечала современным требованиям. Повысили требования к проектам и коммерческие банки.
Практика разработки и оценки специалистами аудиторской фирмы «Линкей» бизнес-планов инвестиционных проектов показала необходимость комплексного подхода к оценке эффективности инвестиционных проектов. Особенно, актуальным становится вопрос выбора методов оценки эффективности таких проектов в условиях повышения стоимости капитала, привлекаемого для реализации проекта.
Главный недостаток простых методов оценки эффективности инвестиций, применяемых в большинстве проектов российских предприятий, заключается в игнорировании факта неравноценности одинаковых сумм поступлений или платежей, относящихся к разным периодам времени.
Проблема адекватной оценки привлекательности проекта, связанного с вложением капитала, заключается в определении того, насколько будущие поступления оправдают сегодняшние затраты.
Поскольку принимать решение приходится «сегодня», все показатели будущей деятельности инвестиционного проекта должны быть откорректированы с учетом снижения ценности (значимости) денежных ресурсов по мере отдаления операций, связанных с их расходованием или получением.
Наш и изученный фирмой российский опыт экспертизы инвестиционных проектов, позволяет выделить типовые ошибки, допускаемые при их подготовке, которые можно  разделить на три группы:
- ошибки, связанные с оценкой рыночных рисков реализации проекта;
- ошибки при выборе методики расчетов по проекту;
- ошибки, допускаемые при проведении финансово-экономических расчетов.
Ошибки, связанные с оценкой рыночных рисков реализации проекта. В данном блоке наиболее распространенным недостатком является непроработанность маркетинговой стратегии предприятия.
Обычно проведение маркетинговых исследований это дорогостоящее мероприятие. Так как достоверной статистики по рынкам отдельных видов товаров и услуг в настоящее время не имеется, зачастую, необходимо проводить прямое обследование их потребителей. Это не только затраты на проведение таких обследований, но и время на их проведение. В связи с этим, в большинстве бизнес-планов инвестиционных проектов даются оценочные или экспертные оценки емкости рынка и его сегментации.
Недостаточно полное исследование рынка и конкуренции приводит к тому, что объемы реализации продукции во многих проектах существенно завышаются по сравнению с реально возможными объемами.
Часто для обеспечения плановых объемов реализации предприятие должно занять монопольное положение на рынке запланированного продукта, что возможно только по новейшим продуктам, обладающим высокой конкурентоспособностью.
Однако в бизнес-плане маркетинга не всегда доказываются высокие потребительские свойства товара или услуги и соответственно, уровень цены на них, не разрабатываются мероприятия по завоеванию и удержанию подобной рыночной позиции. Кроме того, риск значительного сокращения объемов реализации продукции не учитывается при проведении расчетов по проекту: он не закладывается в норму дисконтирования, не проводятся сценарные расчеты, не оценивается чувствительность проекта к изменению исходных данных его реализации и др.
В проектах, посвященных реструктуризации или реорганизации предприятия (группы предприятий), а также в проектах организации производства нового продукта в многопродуктовых организациях, главной ошибкой представляется использование метода чистых оценок эффективности деятельности предприятия. А для таких проектов больше подходит приростные или сопоставительные методы. Это происходит, зачастую, потому, что на предприятиях не налажен управленческий учет, который может позволить оценить доходы и затраты по каждому продукту.
В таких проектах происходит подмена результата реализации проекта планируемым совокупным результатом деятельности предприятия:
в проектах реструктуризации и реорганизации результат реализации проекта (прирост дохода или экономию на затратах в результате внедрения проектных мероприятий) оценить достаточно сложно, поэтому разработчики в составе поступлений по проекту указывают запланированную выручку предприятия, а не реальный экономический эффект;
в проектах организации производства нового продукта наиболее распространенной ошибкой является рассмотрение в качестве доходов по проекту не выручки от реализации данного конкретного продукта, а валовой выручки предприятия. При этом в качестве инвестиционных затрат в расчетах учитываются лишь затраты на освоение производства продукта в рамках проекта.
Такое несоответствие приводит к завышению показателей эффективности реализации проекта.
 
Т.А. Артемьева - генеральный директор, В.В. СУББОТИН – заместитель генерального директора по аудиту, А.И. ФЕДОРЕНКОд.э.н., профессор, заместитель генерального директора по стратегическому консультированию аудиторской фирмы «Линкей».

Вернуться в раздел "Наши публикации"